Продолжаем анализ закупок на примере отчетов Tableau. Следующий отчет, который я просматриваю – это контрагент (поставщик) в разрезе номенклатуры. Анализируя этот отчет, я обращаю внимание на следующие вещи:
1. Какие позиции поставляет каждый контрагент. Являются ли все позиции профильными для него? Нередко поставщик, имеющий хорошее предложение по нескольким позициям «прицепом» продает другие позиции, которые даже не являются для него профильными. Например, поставщик мяса вдруг поставляет нам еще и сахар. Возможно у него уникальные условия в силу каких-то неведомых обстоятельств, но нужно убедиться, что его условия лучше, чем у профильных поставщиков.
2. Смотрим поставщиков в конце списка – с маленькими оборотами. Есть ли смысл в этих поставщиках? Если их номенклатуру поставляет еще несколько поставщиков, то, возможно имеет смысл отказаться от слишком большого (если их более 3-х) количества дублирующих поставщиков.
3. Резкое изменение объемов закупки по поставщику или перераспределение между поставщиками от месяца к месяцу. Обосновано ли это? Снова смотрим на средневзвешенную цену, улучшилась ли она после перераспределения объема? Если нет, то задаем себе/закупщику вопрос – чем было обосновано перераспределение объемов.