5 способов повысить прибыль компании с помощью анализа закупок

  • Максим Сапухин
    Основатель и руководитель проектов
1. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЦЕН:

Анализ цен позволяет выявить расхождения между ценами разных поставщиков, а также между ценами вашей компании и рыночными ценами. При этом важно анализировать не средние цены за период, а цену по каждой поставке. Это дает возможность:
  • Получить лучшие цены: Сравнивая цены разных поставщиков, вы можете увидеть цены выбивающиеся из общего уровня и привести цены всех постащиков к минимальной имеющейся цене.
  • Быстро реагировать на изменения рынка: Понимание изменения рыночных цен позволяет оперативно корректировать закупочные стратегии.
Пример из практики: В ходе анализа крупная производственная компания выявила поставщика муки, который осуществлял поставки на 7% дороже остальных поставщиков. Это оставалось незаметным в большом количестве поставок.
После проведения переговоров цена была снижена до уровня остальных поставщиков муки, эффект составил более 3 млн в годовом исчислении.

2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМОВ МЕЖДУ ПОСТАВЩИКАМИ:

Часто компании сталкиваются с неоптимальным распределением объемов между поставщиками. Анализ распределения помогает:
  • Выявить неэффективные схемы: Определить, когда поставщики с худшими условиями получают больший объем поставок.
  • Оперативно перераспределить объемы: Перераспределение объемов в пользу более выгодных поставщиков может привести к значительной экономии и увеличению прибыли.
Пример из практики: Ресторанная сеть обнаружила, что один из их поставщиков яиц, предлагающий менее выгодные условия, получал значительную долю заказов.
Перераспределив объемы к более конкурентоспособным поставщикам, компания смогла получить экономию по этой позиции в 8%.

3. АНАЛИЗ ПОРТФЕЛЯ ПОСТАВЩИКОВ:

Анализ портфеля поставщиков позволяет:
  • Выявить зависимости от единственного поставщика: Это снижает риски и усиливает конкуренцию, добавляя новых поставщиков.
  • Объединить объемы: Там, где поставщиков слишком много, объединение объемов может привести к снижению цен.
Пример из практики: Производитель полуфабриктов обнаружил, что зависимость от одного поставщика маргарина создает значительные риски и не позволяет получить лучшие условия поставки.
Компания нашла альтернативных поставщиков маргарина и в ходе торгов смогла снизить цену на 4%, при этом снизив риски за счет наличия альтернативного поставщика.

4.ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ:

Факторный анализ позволяет сравнить динамику цены с поведением основных факторов ее определяющих, что позволяет:
  • Оценивать обоснованность повышения цены: Вы можете определить, что повышение цены поставщиком не имеет под собой достаточных оснований.
  • Выступать с предложением снижения цены: Поставщики редко снижают цены первыми. Регулярно проводя факторный анализ вы можете выявлять позиции, по которым есть предпосылки для снижения цены и провить переговоры с поставщиками.
Пример из практики: Поставщик гофрокороба для пишевого производства регулярно повышал цены, объясняя это ростом сырьевой себестоимости. При очередном уведомлении о повышении компания провела факторный анализ и получила данные, что все основные составляющие себестоимости не изменились или снизились за период с прошлого повышения цены. Компания отказала в необоснованном повышении.


5. УЛУЧШЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТОМ:

Аналитика закупок помогает улучшить прогнозирование и управление бюджетом, что позволяет:
  • Точнее планировать расходы: Использование исторических данных для прогнозирования будущих затрат.
  • Избегать перерасходов: Контроль за выполнением бюджета и своевременное выявление отклонений.
Пример из практики: Продитель мясной продукции внедрил машинное обучение для прогнозирования цен на сырье и упаковочные материалы, что позволило уменьшить ошибку в планировании с 18% до 4% и более точно бюждетировать бюджет снабжения и необходимые крединтые ресурсы.


Используя эти подходы, ваша компания сможет не только оптимизировать закупочные процессы, но и значительно повысить свою прибыльность. Внедрение аналитики закупок — это шаг к более эффективному и устойчивому бизнесу.
Мы специализируемся на внедрении современных аналитических инструментов для анализа закупок, продаж, маркетнинга и персонала.
Кроме исторических данных вашей компании в анализ попадут рыночные цены на все основные виды сырья. курсы валют, биржевые индексы, статистические данные по конкретным отраслям.