Максим Сапухин

Основатель и руководитель проектов.
Делюсь опытом, рассказываю об актуальных вопросах в закупках, торгах и анализах данных.

Почему тендеры не работают?

Как избежать распространенных ошибок при онлайн тендерах
В условиях жесткой конкуренции каждая коммерческая компания стремится к снижению затрат на закупки. Это неудивительно, ведь для компаний такие расходы могут составлять до 50% от общего оборота. Даже незначительная экономия в 1% может существенно повлиять на прибыль.
Одним из эффективных инструментов для снижения затрат является тендер, особенно если он проводится на онлайн платформах.
Электронные торговые площадки позволяют осуществлять конкурентные закупки, где правила тендера определяет сама компания. Однако, несмотря на очевидные преимущества, лишь 12% предприятий регулярно публикуют информацию о тендерах в открытом доступе.
Почему же так мало компаний используют электронные торги на постоянной основе?

Перечислим основные ошибки:
  1. Отсутствие внутренних правил: компании часто начинают проводить тендеры без создания минимального набора внутренних правил. Это приводит к разногласиям как внутри организации, так и с поставщиками. Например, могут возникнуть споры о том, кому присуждать победу в тендере, если поставщик с лучшей ценой вызывает сомнения в добросовестности. Решением может стать четко описанный процесс оценки и допуска контрагентов, которые интегрированы в тендерную процедуру. В этом случае победителем может стать только одобренный на момент проведения тендера поставщик, а поставщик, предложивший лучшие условия, проходит ускоренный процесс оценки. Кроме того, можно предусмотреть возможность дополнительных переговоров с действующим поставщиком о снижении цены.
  2. Неверный Выбор Позиции: многие предприятия начинают с проведения тендеров на дефицитные позиции, что приводит к отсутствию предложений от поставщиков и выводам о неэффективности электронных торгов. Важно учитывать уровень конкуренции на рынке при выборе позиций для тендеров. Если рынок монопольный, лучше сосредоточиться на других позициях. Описание принципов формирования списка позиций для проведения тендеров может помочь избежать этой проблемы. При составлении этого списка одним из факторов должен служить уровень конкуренции на рынке.
  3. Не оптимальные условия и требования: даже при наличии большого количества потенциальных поставщиков, могут возникнуть проблемы с конкуренцией. Причины могут включать неправильно выбранные условия поставки или высокие издержки на участие в тендере, а так же недостаточно четко сформулированные требования к товару. Например, слишком малый объем или трудновыполнимые условия с точки зрения сроков поставки могут оттолкнуть поставщиков. Заведомо низкая, не соответствующая рынку начальная цена также уберет из участников адекватных поставщиков. Высокие издержки поставщиков на участие в тендере, когда поставщик должен подписать отдельный договор с площадкой для проведения торгов, оплатить свое участие и дополнительную комиссию в случае победы, ограничивают возможности поставщиков по снижению цены. Недостаточно четко сформулированные требования к закупаемому товару могут привести к тому, что поставщики будут предлагать значительно отличающиеся цены, подразумевая разное качество товара. В этом случае поставщики качественных товаров выбывают из борьбы, и компания остается с поставщиками, с которыми невозможно работать.
  4. Необученный Персонал: проведение тендеров требует определенных навыков и знаний. На первый взгляд, организация тендеров не требует особой подготовки. Однако тендеры и новые электронные площадки — это ключевые инструменты в руках специалистов по закупу, которые помогают извлекать дополнительную прибыль для компании, а любой инструмент требует обучения.
Если вы узнали хоть одну из перечисленных ошибок у себя в компании, я готов помочь вам наладить процесс организации тендеров с помощью нашего сервиса ПРАЙСФЛОУ, который станет мощным инструментом для оптимизации закупок и снижения затрат.



Анализ закупок на примере ресторанного бизнеса.
Максим Сапухин и АНАЛИТИКА ПЛЮС
Как BI-инструменты помогли абсолютно конкретным компаниям на абсолютно конкретных кейсах улучшить закупки и сэкономить деньги;
— Что важно анализировать в закупках и почему это лучше делать с помощью BI инструментов;
— Необходимые источники данных и основные разрезы анализа закупок;

Практические кейсы по закупкам:
— анализ отклонений закупочных цен сети ресторанов;
— анализ портфеля поставщиков производственной компании;
— анализ цен поставщиков с учетом производственных потерь;
— анализ цен по закупаемой номенклатуре с учетом изменений курсов;
— влияние изменения закупочных цен на себестоимость.
Анализ остатков на примере производственных компаний.
Максим Сапухин и АНАЛИТИКА ПЛЮС
В прямом эфире #2 мы рассмотрели:
— Как улучшить ситуацию с запасами?
— Как снизить запасы и сэкономить деньги на оборотке?
— Анализ остатков готовой продукции с учетом плановых и фактических продаж.
— Источники данных — складские остатки + факт продаж + планы по продажам.
— Основные показатели и какие решения можно принять на их основе.
— Примеры отчетов и дашбордов производственной компании с распределенной сетью центров продаж (более 200 городов), узнаем какую выгоду в итоге получили.

Практические кейсы по остаткам:
— анализ обеспеченности готовой продукцией, визуальное выделение аутстоков, возможности настройки «тревоги»;
— расчет недопродаж;
— анализ причин возникновения аутстоков, включение в анализ остатков планов продаж и факта продаж;
— анализ избыточных запасов сырья совместно с планом производства;
— анализ неликвидов.